При осмотре автомобиля (пробег 82 тыс. км), хозяин которого жаловался на стук в передней подвеске, мы обнаружили неисправность правого амортизатора – недостаточно эффективное гашение колебаний при покачивании передней части автомобиля и потеки гидравлической жидкости по амортизаторной стойке. Отремонтировать стойку типа «Мак-Ферсон» («качающаяся свеча») можно тремя способами:
1. Заменить стойку в сборе. Это несложно, зато очень дорого.
2. Заменить вышедшие из строя детали амортизатора. Это сопряжено с поисками дефицитных деталей; к тому же после переборки стойка, возможно, будет работать хуже, чем ожидалось. Ведь амортизатор – узел достаточно сложный, требующий от механика высокой квалификации. После сборки желательно проверить его характеристики на специальном стенде.
3. Установить в стойку сменный амортизирующий узел («картридж», «патрон»). Это оптимальный вариант: цена приемлема, а качество в известной мере гарантировано.
На последнем варианте мы и остановились.
Амортизаторную стойку при любом способе ремонта необходимо снять с автомобиля. Работать вполне можно на эстакаде или канаве, мы воспользовались подъемником. Кстати, в первом случае потребуются еще домкрат и надежная опора под кузов (желательно регулируемая). Понадобятся, кроме обычного набора инструмента, также ключ-восьмигранник «на 7», трубный ключ (иногда его величают «газовым»), стяжки для пружины и, наконец, специальный ключ, показанный на рисунке. (Если его у вас нет, лучше изготовьте или раздобудьте заранее.) Кроме того, при разборке подвески, чтобы вывести палец шаровой опоры из стяжной муфты, придется немного поджать пружину стойки. Для этого подготовьте дополнительную опору – отрезок трубы диаметром 25–30 мм. Длину прикиньте по месту в зависимости от условий работы. Например, на эстакаде хватит около полуметра, чтобы труба встала в распор между полом и шаровой опорой (см. ниже).
Итак, снимаем стойку.
1 Поддев отверткой защитный колпак, ключом «на 22» ослабляем затяжку гайки крепления стойки под капотом, удерживая шток восьмигранником «на 7».
2 Подняв машину домкратом (или подъемником), снимаем колесо. Вворачиваем два колесных болта для фиксации диска переднего тормоза на ступице и, нажав на тормозную педаль, ключом-головкой «на 24» отворачиваем болт или гайку, крепящую ступицу к полуоси.
3 В нашем случае это оказался болт М16. На некоторых моделях есть другие варианты крепления – болтом М14 или гайкой.
4 Ключами «на 15» и «13» отворачиваем нижний болт крепления суппорта тормозных колодок и вынимаем его.
5 Отводим суппорт вверх и извлекаем тормозные колодки.
6 Снимаем со ступицы тормозной диск.
7 Ключом «на 17» отворачиваем гайку крепления шарнира рулевой тяги и съемником выпрессовываем палец из рычага.
Если гайка проворачивается вместе с пальцем, последний можно заклинить подходящим трубным ключом – после этого отворачиваем гайку, что и показано на снимке.
8 Двумя ключами «на 17» отворачиваем от амортизаторной стойки верхнее крепление тяги стабилизатора поперечной устойчивости.
9 Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления к стойке кронштейна тормозного шланга.
10 Ключом «на 17» отворачиваем два болта, крепящих корпус переднего тормоза к поворотному кулаку, и подвешиваем корпус в колесной нише так, чтобы тормозной шланг не был натянут.
11 Этим же ключом отворачиваем гайку болта крепления шаровой опоры и извлекаем болт из стяжной муфты.
12 Небольшим зубилом (можно и подходящей отверткой) ослабляем затяжку пальца шаровой опоры в стяжной муфте.
13 Пропустив через отверстие в рычаге подвески уже упоминавшуюся опору (кусок трубы), ставим ее в распор между полом и амортизаторной стойкой. Немного опустив машину и поджав стойку, выводим палец шаровой опоры из стяжной муфты.
В данном случае, как показано на снимках, стойку сжали специальным домкратом с тонкой опорой, весьма удобной для этой работы. В конечном счете, важно понять сам принцип – извлечь палец из стяжной муфты, не поджав пружину, достаточно сложно. Разумеется, ее можно сжать, использовав стяжки, но в колесной нише довольно тесно и работать с ними неудобно. Поэтому оставим их для дальнейших операций.
14 Снимаем ступицу со шлицев полуоси.
Полностью отвернув верхнюю гайку, вынимаем стойку из колесной ниши. Дальнейшие работы выполняем на верстаке.
15 Снимаем подшипниковую опору с верхней части стойки и стяжками сжимаем пружину.
16 Спецключ для разборки стойки.
17 Спецключом (см. рис.16) отворачиваем гайку крепления верхней чашки пружины…
18 …и снимаем ее и верхнюю чашку.
20 Трубным ключом отворачиваем круглую гайку амортизаторной стойки…
21 …и извлекаем из нее шток с цилиндром.
В нашем случае была разрушена прокладка под круглой гайкой, в результате чего почти вся рабочая жидкость вытекла. В то же время внутрь, судя по ржавчине, проникала вода.
Ремонт узла мы свели к установке «патрона» фирмы «Сакс» в наружный корпус стойки. Для улучшения теплоотвода от амортизатора в корпус предварительно залили около 15 смз жидкости. Гайку крепления картриджа затянули в соответствии с инструкцией моментом 120+20 Н.м.
Собрали подвеску в обратном порядке. Полезно знать следующее. На разных модификациях автомобиля ступица к полуоси может крепиться болтом М14 (момент затяжки 120 Н.м плюс доворот на 90°), М16 (200 Н.м плюс доворот на 90°) или гайкой (265 Н.м). Указанные величины момента следует строго соблюдать.
21 …и извлекаем из нее шток с цилиндром.
В нашем случае была разрушена прокладка под круглой гайкой, в результате чего почти вся рабочая жидкость вытекла. В то же время внутрь, судя по ржавчине, проникала вода.
Ремонт узла мы свели к установке «патрона» фирмы «Сакс» в наружный корпус стойки. Для улучшения теплоотвода от амортизатора в корпус предварительно залили около 15 смз жидкости. Гайку крепления картриджа затянули в соответствии с инструкцией моментом 120+20 Н.м.
Собрали подвеску в обратном порядке. Полезно знать следующее. На разных модификациях автомобиля ступица к полуоси может крепиться болтом М14 (момент затяжки 120 Н.м плюс доворот на 90°), М16 (200 Н.м плюс доворот на 90°) или гайкой (265 Н.м). Указанные величины момента следует строго соблюдать.
Автор: ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНО»