Правила форума


1. Только чтение и размещение отчетов. Задавать вопросы в Конференции.
2. Как добавлять изображения и фотографии указано вот тут.
3. Указывайте в отчете модель, год, двигатель, тип коробки!!!
Нарушения будут наказываться.



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Ремонт потенциометра расходомера воздуха Audi 80 B4 

Sponsor

Sponsor
 

Автор Сообщение
Доброволец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 окт 2009, 18:48
Сообщения: 3587
Откуда: Местный
Модель AUDI: A4, 1996 - продал
Объем и код двигателя: 1.6 ADP
Тип КПП, код: МКПП, DHE
Город: City
Страна: CCCP
Ремонт потенциометра расходомера воздуха двигателя AUDI ABK (VW 2E)

Маленькое лирическое вступление
Все началось с того, что мой друг приобрел (точнее - "обрел" ;-) в пользование славный оч.хор. б.у. агрегат немецкого автопрома Audi 80 в кузове B4 с мотором ABK 93 г.в.
Далее следовала длительная эпопея с капиталкой, за которую особая благодарность выражается Рубену Сергеевичу, и череда прочих менее глобальных радостей. Все бы было хорошо, если бы не обнаружившийся глюк расходомера воздуха, стандартный для изрядно пробежвших моторов этой модели. Симптомы хорошо известны всем, кто сталкивался с этой проблемой - непредсказуемое поведение на холостых, провалы, перелив и прочие неприятности.
Цена восстановленного, а, тем более, нового блока расходомера оптимизма отнюдь не внушала. Исследования материалов, имеющихся в Интернете, и в конференции auto.ru, в частности, показало, что есть вероятность продлить счастливую жизнь "захромавшего" расходомера, путем аккуратного несложного ремонта. Итоги моего приступа энтузиазма и любознательности я представляю вашему вниманию на этой страничке.
Демонтаж блока расходомера
Демонтаж блока расходомера не представляет никаких трудностей и начинается со снятия верхней крышки воздушного фильтра (несколько защелок, 2 тонких патрубка, гофрированный патрубок к дроссельному узлу и разъем). Затем отвинчиваем ключом "на 10" 4 болта, крепящих блок к крышке, и отсоединяем блок от крышки (см. фото).
Общий вид снятой крышки воздушного фильтра
Вложение:
image002.jpg

4 болта, крепящиз блок расходомера
Вложение:
image004.jpg

Демонтированный блок расходомера изучается четвероногим ;-)
Вложение:
image005.jpg

Вид на уплотнительную прокладку и датчик температуры воздуха
Вложение:
image006.jpg

На последнем фото видна прокладка, которая оказалась разбухшей и потерявшей форму. Советую заказать ее заранее и сразу сменить (номер по VAG 025 129 683, цена около 150 рублей). Также в корпус расходомера вмонтирован датчик температуры воздуха (терморезистор), к которому вернемся позже.
Датчик температуры воздуха
Вложение:
image020.jpg


Разборка потенциометра расходомера
Продолжаем разбор расходомера. Снимаем посаженную на герметик пластиковую крышку. Это проще сделать, предварительно аккуратно погрев ее феном (можно обычным для волос). Под крышкой наблюдаем интересный прибор, созданный гениальными конструкторами - потенциометр расходомера, состоящий из платы и ползунка, приводимого в движение подпружиненной "лопатой", которая установлена на пути проходящего потока на впуске.
Общий вид расходомера со снятой крышкой
Вложение:
image009.jpg

Потенциометр расходомера
Вложение:
image010.jpg

Для дальнейшей разборки потенциометра необходимо разъединить 3 маленьких разъема (2 провода от датчика температуры и один на ползунке). Затем отвинчиваем 4 винтика, крепящие четырехконтактный разъем к корпусу. В моем случае один винтик безнадежно прикипел, и пришлось прибегнуть к помощи дрели. Аккуратно извлекаем разъем из корпуса расходомера.
Четырехконтактный разъем
Вложение:
image012.jpg

Один винт пришлось высверлить
Вложение:
image013.jpg

Снятый разъем
Вложение:
image021.jpg

Далее приступаем к демонтажу ползунка. Ключом "на 7" ослабляем винт, стягивающий скобу ползунка на оси "лопаты" (см. фото ниже), затем, аккуратно поддев отверткой, снимаем ползунок с оси.
Винт, стягивающий ползунок на оси "лопаты"
Вложение:
image015.jpg

Ползунок потенциометра
Вложение:
image023.jpg

Наконец, отвинчиваем 3 винта, крепящих плату потенциометра. Хитрость заключается в том, что это не обычный "крест", а хитрые винты под биту (отвертку) Pz1, к тому же сидящих на клею. Так что, кроме специальной биты/отвертки необходимо применить известную аккуратность, чтобы не срезать шлицы.
Хитрая бита "Pz1", для винтов платы
Вложение:
image001.jpg

Вид на плату со снятым ползунком
Вложение:
image027.jpg

На этом разборка потенциометра завершена и мы можем переходить к ремонтным работам.

Диагностика и ремонт потенциометра расходомера
Собственно проблемной частью потенциометра расходомера является его плата (см. фото). Со временем, контакты ползунка протирают в резистивном слое платы канавки, что приводит к полной или частичной потере контакта, особенно в области, соответствующей режиму холостого хода. Кроме того, сами контакты перестают быть сферическими, на них появляется кромка, ускоряющая износ резистивного слоя.
Плата расходомера с протертым резистивным слоем
Вложение:
image032.jpg

Контакты ползунка
Вложение:
image025.jpg

Таким образом, чтобы продлить жизнь потенциометру необходимо
а) заставить ползунок скользить по "живому" участку платы, путем ее смещения относительно исходного положения;
б) попытаться выровнять контакты ползунка шлифовкой, придав им форму близкую к сферической.
Несмотря на то, что отверстия на плате несколько больше, чем диаметр винтов, в моем случае этого люфта не хватило, чтобы вывести ползунок на неубитый участок резистивного слоя, так как этот потенциометр уже один раз ремонтировали смещением. Резистивный слой оказался протерт во всем диапазоне люфта платы. Пришлось рассверлить отверстия сверлом на 6 мм (см. фото ниже). Также имеющимися подручными средствами удалось слегка подправить форму контактов ползунка.
Рассверленные отвертия в плате
Вложение:
image033.jpg

Итак, очищаем все контакты спиртом и собираем потенциометр в обратном порядке. Винты, крепящие плату пока затягиваем так, чтобы обеспечить тугое, но при этом свободное ее смещение в пределах люфта. Затягиваем болт ползунка. Вставляем разъем, завинчиваем крепежные винтики и одеваем 3 провода.

Настройка расходомера

...До установки на автомобиль
Настройку начинаем с нахождения такого положения платы, при котором во всем диапазоне перемещения ползунка сопротивление между контактами "2" и "4" меняется плавно в пределах 0,5 - 1,5 кОм (примерно). Здесь не так важны сами значения сопротивления, как плавность изменения и отсутствие скачков и разрывов. Установив новое положение платы, окончательно затягиваем крепежные винты, стараясь ее не сдвинуть.

Теперь пару слов о датчике температуры водуха, упоминавшемся в начале. Не помешает убедиться в его исправности. Рабочий датчик должен при комнатной температуре иметь сопротивление около 2-3 кОм (у меня получилось 2,2). Нагревая датчик феном, можно проверить его сопротивление "на горячую" - оно должно быть около 0,3 - 0,7 кОм. Если датчик сильно загрязнен сажей и маслом, возможно его неверное функционирование. В этом случае можно попробовать аккуратно почистить его спиртом при помощи зубной щетки или ватной палочки. Только без фанатизма - датчик очень хрупкий!

Прикручиваем болты, крепящие блок расходомера к крышке фильтра, закрываем пластиковую крышечку и устанавливаем узел обратно на автомобиль.
...На автомобиле
Включаем зажигание, но не заводим двигатель. В таком режиме на потенциометр расходомера подается опорное напряжение 5 В с блока управления двигателем (ECU). Снимаем пластиковую крышку потенциометра и, перемещая ползунок руками, снимаем характеристику напряжения на контактах "2" и "4" в тех положениях, где к резистивному слою подходят элементы платы (их 11 штук по всему сектору (см. фото платы)). Исправный потенциометр должен выдавать такие напряжения:
Вложение:
image035.jpg

Отмечу, что в положении 1 напряжение может слегка отличаться от указанного в таблице. Это связано со смещением платы и не является проблемой.
Переходим к финальной части настройки. Заводим и прогреваем мотор до рабочей температуры.
На работающем моторе снимаем характеристику напряжения на контактах "2" и "4" в зависимости от оборотов двигателя (здесь необходим помощник). Настроенный расходомер имеет такую характеристику:
Вложение:
image036.jpg

Скорее всего, полученная характеристика будет отличаться от эталонной. Для юстировки ползунка на заглушенном моторе ослабляем "хитрой" битой/отверткой винт (см. фото ниже) и смещаем ползунок вправо, если полученные напряжения завышены и влево, если занижены. Затягиваем юстировочный винт, заводим мотор и снова снимаем напряжения от оборотов. Так повторяем до совпадения характеристик (мне удалось добиться отклонения меньше 0,03 В). После юстировки даем мотору остыть, закрываем пластиковую крышку, и катаемся некоторое время. Убедившись, что проблема с расходомером решена, сажаем крышку потенциометра на герметик и радуемся жизни :). Все.
Юстировочный винт ползунка (обведен кружком)
Вложение:
image034.jpg

Автор Константин Андрианов aka OSTA Источник


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
А4, 1,6 ADP, 1996, 5-КПП DHE, седан - продал
В личку не пишите со своими вопросами - есть форум.


Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron




Rambler's Top100 мЮЬЮ ЯРПЮМХЖЮ Б Facebook

Энциклопедия по ремонту AUDI-FAQ.COM © 2009-2013. Все права защищены.